Г. П. Соснин, определяя несоответствие отливок размерам эталона при отливке их по восковым выплавляемым моделям в оболочковую керамическую форму без керамической модели, установил, что отливка меньше эталона на 1,75%. Эта величина, как указывает автор, является результатом суммарного изменения объема металла, восковой модели и огнеупорной массы и не может считаться истинной линейной усадкой КХС, которая должна быть уточнена.
Эти данные Г. П.» Соснина представляют интерес в том отношении, что они отмечают ту величину усадки, которая должна быть компенсирована технологией отливки бюгельных протезов на огнеупорных моделях.
Скудные и разноречивые данные об усадке КХС можно объяснить тем, что исследованию подвергались сплавы разных марок, а методы исследования не были идентичными. Определенные трудности связаны, как отмечает В. Д. Миликевич, Н. В. Руднев и В. Т. Митю-хин (1968), с отсутствием в имеющемся заводском сертификате на КХС указаний его усадки.
Следует также учитывать взаимосвязь между усадкой сплава и режимом тепловой обработки его в жидком состоянии. Так, Carter и Kidd (1965) с помощью исследования размеров стандартных образцов й тщательного контроля температуры заливки нашли, что уменьшение последней приводит к увеличению усадки. Результат вполне закономерен при учете зафиксированного авторами увеличения плотности отливок. Высокая температура заливки должна приводить при кристаллизации сплава к образованию разветвленного дендритного каркаса отливки и появлению рассредоточенной усадочной пористости (междендритных микрорыхлот). Линейная же усадка сплава должна при этом уменьшаться.
Ввиду разноречивости данных об усадке сплава на кобальтовой основе и, в частности, выпускаемого нашей промышленностью, и отсутствия указаний об этом в заводском сертификате мы определили усадку КХС, выпускаемого на Ленинградском заводе зубоврачебных материалов. Для исследования был взят имеющийся в продаже КХС одной партии.
Линейную свободную усадку КХС определяли при помощи прибора Большакова. Температуру сплава измеряли с помощью платинородиевой термопары, соединенной с самозаписывающим потенциометром ЭПП-09, линейную усадку — специальным индикатором, регистрирующим изменение длины отливки с точностью до 0,001 мм. В форму-желоб прибора заливали расплавленный металл, который, сокращаясь, смещал шток индикатора.
КХС расправляли в высокочастотной печи МВП-ЗМ в открытом алундовом тигле, перегревая сплав до 1550°С. Затем 600-граммовую плавку заливали в желоб прибора и одновременно с записью температурной кривой определяли размеры усадки.
По мере остывания сплава растет его усадка. Так, например, при температуре, равной степени нагрева формы (850—900°С), усадка сплава составляет 0,99%.
Кривая усадки имеет плавный характер, что свидетельствует об отношении КХС к аустенитному классу, он не претерпевает фазовых превращений при охлаждении.
Линейная усадка КХС за время остывания сплава из расплавленного состояния до комнатной температуры оказалась равной 2,2%.