К сожалению, такие явления, как бруксизм, вредные привычки, порожденные плохой фиксацией протеза, не всегда учитываются при выяснении причин жжения, неловкости. Под нашим наблюдением находилось 28 больных, которые нерегулярно пользовались протезами и часто их меняли. Иногда им внушали, что у них аллергия или непереносимость к акриловым базисным материалам, что, если протезы сделать из бесцветной пластмассы, все беспокоящие явления исчезнут. Такие советы являются врачебной ошибкой. Во-первых, до сих пор никто не может доказать наличие аллергии объективными тестами, принятыми в аллергологии. Во-вторых, иногда такой диагноз ставится после поверхностного обследования больного, в то время как причина недуга кроется в общем состоянии организма.
При обследовании этих больных выяснилось, что 13 болели гипертонической болезнью, 7 женщин находились в климактерическом периоде, у 3 больных не обнаружено никаких расстройств. Однако симптоматика почти у всех больных выражалась в появлении жжения, боли под протезом и напряжением в суставах и мышцах. Все это начиналось через 1,5—2 часа после наложения протеза. После удаления протеза эти явления исчезали. При осмотре полости рта у 20 больных установлено покраснение в слизистой оболочке по всей площади протезного ложа на верхней челюсти и только у 3 — на обеих челюстях. У 4 больных были протезы с повышенной и у 10 — с пониженной межальвеолярной высотой. У всех больных границы базиса были укорочены и имели неудовлетворительную фиксацию. Кроме того, у 19 больных имелись привычки стучания, скрежетания зубами, частые стискивания их, прижимание губой, щекой, бесконечные присасывания протезов. По словам больных эти привычки появились в результате плохой фиксации и появления некоторых неудобств под протезами.
Привычка стискивания или сжимания зубов увеличивала нагрузку на ткани протезного ложа и вскоре вызывала переутомление базисного материала, что приводило к быстрому стиранию бугров акриловых зубов. Несмотря на хороший окклюзионный контакт, обеспечивающий неподвижность протеза во время нормального жевания, в результате вредных привычек и сильного сжатия зубов у больных возникло движение протезов, что вызвало неудобство и боли. При повторном осмотре больных через один год выяснилось, что они хорошо пользуются протезами, свободно откусывают и пережевывают пищу. Фиксация протезов была хорошей или удовлетворительной, но всегда лучше, чем на протезах, изготовленных обычным способом. Ни у одного больного не было утомляемости жевательных мышц, болей в суставе, стучания зубов и других каких-либо неприятных ощущений.