Однако из косметических соображений приходится продвигать кольцо довольно глубоко, за линию десневого края, и тем самым отслаивать круговую связку от шейки зуба, что влечет за собой расширение периодонтальной щели и ряд последующих осложнений.
Литые штифтовые зубы хороши в том отношении, что они не травмируют окружающих зуб тканей и изолируют канал корня от проникновения слюны. Преимущество заключается еще в том, что литой штифтовый зуб можно изготовить даже при наличии значительно разрушенного корня, т. е. при глубоком отломе какой-либо его стенки, тогда как обе первые системы применимы только при наличии корня с выступающими над десневым краем стенками.
Однако литой штифтовый зуб, несмотря на ряд преимуществ, имеет и недочеты: он ослабляет стенки корня чрезмерным напряжением, которое создает масса металла. Будучи слишком массивным, особенно при наличии корня с тонкими стенками, литой штифт нередко приводит к поломке корня, действуя на него подобно клину. Устойчивость этого зуба и сохранение целости стенок корня определяются отношениями рычага первого рода, т. е. чем длиннее штифт, тем лучше укреплен зуб.
Большое неудобство представляет и то, что в случае поломки удалить литой штифт, заполняющий весь просвет канала, не представляется возможным, и корень приходится удалить. Отсюда стремление облегчить конструкцию.
В Центральном институте травматологии и ортопедии штифтовые зубы изготовляют по методу, предложенному Л. В. Ильи-ной-Маркосян. В конструкции этого зуба имеется приспособление, которое фиксирует его и в то же время обеопечивает амортизацию боковых толчков, практически наиболее опасных для корня зуба.
Этот «фиксатор» (для зуба) или «амортизатор» (для корня) представляет собой литую вкладку кубической формы сечением в 2—3 мм. ВклаДка в свою очередь удерживается проволочным штифтом значительной длины (от 1 до 1,25 см), способным, как известно, лучше сопротивляться приложенным усилиям, чем литой, вследствие его упругости. Толщина штифта в наиболее широкой его части 1,5—1,75 мм.