Оттиски с беззубых челюстей характеризуются следующими основными признаками: а) высотой краев оттиска; б) степенью и характером отдавливания слизистой оболочки. По первому признаку принято различать оттиски анатомические и функциональные.
По степени отдавливания слизистой протезного ложа оттиски делятся на разгружающие и компрессионные.
В 1864 г. Шротту удалось получить оттиск в условиях, когда подвижная слизистая оболочка свободно выполняла свои функции. Такие оттиски автор назвал функциональными. Он использовал в качестве оттиск-ного материала медленно твердеющую черную гуттаперчу.
В дальнейшем метод Шротта подвергался различным видоизменениям. Так, Момме (1872) предложил на готовых протезах срезать края базисной пластинки, нарастить их гуттаперчей и после нескольких дней пользования протезом заменять гуттаперчу каучуком.
Ф. А. Трифус (1925) предложил снимать оттиск под давлением, производимым с помощью ручки, установленной на оттискной ложке.
Kantorovitsh (1926) высказал мнение, что протез, сделанный строго по функциональному оттиску, будет фиксироваться хуже, чем по обыкновенному, ибо при функциональном оттиске всякое смещение протеза поведет к проникновению воздуха под пластинку. Если же края протеза заканчиваются на подвижной слизистой оболочке, играющей роль клапана, то весь протез действует, как воздушная камера.
Поэтому он рекомендовал получать оттиски с удлиненными краями, захватывающими переходную складку. Такие оттиски он назвал присасывающимися.
Автор разработал метод получения присасывающихся оттисков.
Получение оттиска с нижней челюсти производится по тому же принципу, но, как писал автор, на нижней челюсти достигнуть присасывания удается в меньшей степени и это связано с большими трудностями.
М. С. Неменов (1928) рекомендовал для получения функциональных оттисков пользоваться индивидуальными ложками, которые наполняются массой Керра толщиной слоя до 2 мм. После получения оттисков автор накладывал на эту же ложку восковые валики и определял центральную окклюзию.