Следует отметить, что общепринятое мнение о том, что слизистая, покрывающая торус, неподатлива, не всегда правильно, как показали исследования Korber и Fischer (1959).
Е. И. Гаврилов (1962) считает, что податливость слизистой оболочки объясняется не наличием жировой или железистой ткани, а быстрым опорожнением и наполнением кровеносных сосудов кровью. Участки слизистой твердого нёба с хорошо выраженными сосудистыми полями Е. И. Гаврилов назвал буферными зонами. Он отмечает, что буферные свойства тканей, покрывающих твердое нёбо, возрастают в направлении от поперечных -складок к мягкому нёбу. Однако это требует проверки.
По данным Гигера, степень податливости слизистой оболочки на различных участках протезного ложа колеблется в пределах от 0,3 до 4,0 мм.
По Spreng, податливость слизистой оболочки в области нёбных бороздок равняется 1,5—3,5 мм, а в области нёбных валиков —1,0—1,5 мм.
М. А. Соломонов (1960) установил, что степень податливости слизистой оболочки на отдельных участках верхней челюсти различна. При измерении податливости одних и тех же участков слизистой оболочки у различных лиц получены разные результаты и выявить какие-либо закономерности автору не удалось. Поэтому деление поверхности нёба на твердые и мягкие участки не может иметь места при учете состояния слизистой оболочки при протезировании беззубой верхней челюсти, так как степень податливости слизистой оболочки, покрывающей челюстные кости, не основывается на структуре тканей.
Изложенное выше свидетельствует, что по некоторым весьма интересным с точки зрения протезирования вопросам нет полной согласованности мнений.
Нижняя граница податливости — фактор большого значения и было бы желательно точно установить ее, а также знать, при каком удельном давлении и на каких участках будет определяться та или иная величина податливости.
Чтобы уменьшить вредное влияние протеза на неподвижную слизистую оболочку, следует придать базису такую форму, чтобы он оказывал равномерное давление на подлежащие ткани.