Ортопедическая помощь в лечении больных с дефектами верхней челюсти занимает одно из основных мест после хирургического вмешательства и нередко является единственным способом восстановления утраченной ее формы и функции.
При значительных дефектах верхней челюсти сообщаются полости рта и носа. У больных развиваются воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, нарушаются прием пищи и функция речи, что является серьезной психологической травмой (Д. А. Энтин, 1951).
Обширные дефекты верхней челюсти в мирное время являются следствием травм и, как правило, оперативных вмешательств по поводу злокачественных новообразований. У большинства больных дефекты локализуются в пределах одной верхней челюсти (А. А. Колесов, 1969).
По данным литературы, в период Великой Отечественной войны огнестрельные ранения лица и челюсти составляли 4% от числа всех ранений (Д. А. Энтин, 1951, Б. Д. Кабаков, 1951). При возросшей в настоящее время вооруженности армий в случае боевых действий число лиц с ранениями в область лица может значительно возрасти. Turkowski, Oberztum, Pruski (1976) на основании анализа всех ранений в период военных действий во Вьетнаме сообщают, что поражения области лица составили 39%. В 74,6% из них такие повреждения были тяжелыми со значительными дефектами верхней и нижней челюстей, при которых необходимо было ортопедическое вмешательство.
В начале XX ст., оценивая состояние помощи лицам с дефектами челюстей, Н. О. Шапиро (1908) писал, «что в России протезирование сложными замещающими протезами имеет случайный характер и количество протезов, применяемых после операции, буквально тонет в числе последних». Государство таким больным не оказывало ортопедической стоматологической помощи. Частно практикующие врачи не имели опыта, научное обоснование изготовления таких протезов отсутствовало.
После Великой Октябрьской социалистической революции первым разработал эту проблему Д. А. Энтин (1924). Автор на основании биометрических исследований и клинических наблюдений пришел к выводу, что замещающие протезы должны повторять индивидуальную анатомическую форму дефекта и находиться в анатомо-топографическом соответствии с оставшимися тканями лицевого скелета, быть мягкими, эластичными, но вместе с тем достаточно упругими, чтобы противостоять Рубцовым контрактурам и по мере необходимости изменять свой размер.