Известно также, что в результате погрешностей при изготовлении протезов, на поверхности могут оставаться царапины, которые способствуют образованию трещин.
Таким образом, механизм поломки можно объяснить следующим образом: разлом может образоваться на поверхности трещины в области большого напряжения (у частичных пластиночных протезов это область кламмера или область оставшихся зубов, а у полных пластиночных протезов это область между центральными резцами, позади них и в месте их связи с материалом базиса). Трещины, образующиеся в этих областях, под влиянием действующих функциональных нагрузок или нарушений технологии изготовления протеза приводят к поломке последнего.
Количество поломок можно сократить, выполняя следующие мероприятия:
а) необходимо применять пластические массы с улучшенными физико-химическими и механическими показателями, особенно с более .высоким сопротивлением усталостной деформации;
б) при починке протезов края разлома необходимо закруглять;
(в) оттиски получать надо такими оттискными материалами, которые наиболее точно отображают рельеф протезного ложа;
г) требуется создание адекватной толщины восковых моделей, а также утолщение базиса позади передних зубов, правильная расстановка боковых зубов. Перед поковкой зубы должны быть тщательно очищены от воска и разделительного материала; строго соблюдать режим полимеризации .пластмассы, медленно охлаждать кюветы, чтобы довести элемент усадки до минимума; осторожно и аккуратно обрабатывать протез после извлечения из кюветы; производить тщательную полировку протезов.
Починку протезов рационально производить с помощью самотвердеющей пластмассы (протакрил или ре-донт). Эти пластмассы являются наиболее прочными при полимеризации без давления, практически не дают усадки, пор и раковин.
Методика починки протезов заключается в следующем: На линии излома наносят 2—3 капли дихлорэтанового клея, который входит в комплект протакрила. Сломанный протез складывают по линии излома и прочно удерживают в правильном положении в течение 3—4 минут.