По аналогичной методике были отлиты образцы из КХС на огнеупорных моделях, полученных из того же наполнителя, но на связующем гидролизованном этил-силикате-32. На 100 г наполнителя брали 30 мл связующего.
Отливки измеряли по наружным размерам в 2 направлениях — горизонтальном в области перемычки и в вертикальном от наружного края перемычки и до наружного края наибольшей выпуклости окружности. Среднее из 2 измерений считалось размером эталона. Измерения выполняли с помощью специального микроскопа с точностью до 0,001 мм. Цифровые данные обработаны методом вариационной статистики . Под номером 1 — отливки на модели из предложенной нами формовочной массы. Под номером 2 — на модели, связующим которой был гидролизованный этилсиликат-32.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что разработанная нами методика отливки бюгельных протезов из КХС на огнеупорных моделях обеспечивает получение отливок высокой точности.
Если сравнить наши данные о точности отливок с требованием ГОСТ 2009—55 по классу точности отливок для промышленного машиностроения, то точность отливок протезов по нашей методике несколько выше, чем требования ГОСТ для 1-го класса точности. Так, согласно ГОСТ 2009—55 при величине отливок от 40 до 63 мм допускается отклонение от номинала на 0,08 мм, а размер наших отливок оказался меньше эталона на 0,058 мм.
В отечественной литературе сведений о степени точности отливок протезов из КХС, получаемых по методике других авторов, мы не нашли.
Имеются лишь указания С. Д. Шварц, Г. А. Серовой, Р. Е. Черкасской (1975) о том, что все применяемые формовочные массы не полностью компенсируют усадку отливок. Так, масса Кристосил-2 не компенсирует усадку на 0,9—1,1%, Силамин — 0,8%, Бюгелит — 1,1%, а масса Микровес Экстра-дур французского производства — на 1,15%.