1. изменения в альвеолярных лунках после удаления зубов;
2. травма от съемных протезов;
3. постепенная атрофия альвеолярного отростка;
4. изменения профиля мягких тканей и функции височно-нижнечелюстных суставов;
5. изменение взаимоотношения челюстей;
6. привычки и продолжительность пользования съемными протезами;
7. перегрузка в отдельных участках зубных дуг из-за дисбаланса окклюзии, включая парафункции движения нижней челюсти.
Гиперплазия, возникающая вокруг края протеза, может стать фиброзным наростом, складкой. Она возникает в подвижной слизистой оболочке переходной складки или же на границе перехода в подвижную слизистую оболочку. Она, очевидно, развивается в результате хронического раздражения от плохо подогнанных или чрезмерно длинных краев базиса протезов. Из-за атрофии альвеолярных гребней протезы, края которых наилучшим образом соответствуют границам протезного ложа, постепенно погружаются в ткани переходной складки.
К гиперплазии мягких тканей мы также относим «болтающиеся» фиброзные гребни и папилломатоз.
Папилломатоз. Такое состояние часто возникает на слизистой оболочке в виде множественного разрастания ярко-красного цвета. Внешне напоминает «малину» и захватывает часть нёба или целиком. Этиология неопределенная, вероятно, он возникает в результате хронического раздражения протезом и связанного с ним воспаления.
Чаще появление папилломатоза связано с рельефными камерными неровностями на внутренней поверхности базиса протеза. Примером этого является разрастание мягких тканей в зоне изоляции торуса верхней челюсти. Папилломатоз проявляется чаще у лиц, которые мало снимают или вообще не вынимают полные протезы в течение суток. С целью профилактики необходимо давать тканям полости рта отдых от протезов в любое удобное для больного время суток.
После устранения воспаления на слизистой нёба остаются небольшие бледно-розовые бляшки, не препятствующие протезированию. Базис нового протеза следует отполировать как с наружной, так и с внутренней поверхности.