Теория буферных зон

 Большинство исследователей связывают податливость и выносливость слизистой оболочки беззубой верхней челюсти со структурными особенностями подслизистого слоя и, в частности, с расположением в нем жировой клетчатки и слизистых желез.

В. А. Загорский (1980) с помощью тензиометрической аппаратуры и устройства ультразвуковой эхолокации исследовал толщину мягких тканей протезного ложа, податливость и выносливость к давлению. Им установлено, что податливость слизистой оболочки в области альвеолярного отростка 1,2 мм, в области буферных зон — 2,77, а выносливость её в области альвеолярного гребня 24,14, в области буферных зон — 29,11 мм. При этом толщина слизистой оболочки в области альвеолярного гребня составляет 1,9, в области буферных зон — 2,15 мм. Однако до настоящего времени не получены достоверные клинико-морфологические данные, подтверждающие указанные данные.

Иной точки зрения придерживается Е. И. Гаврилов (1963), разработавший теорию буферных зон беззубой верхней челюсти. Он считает, что содержимое слизистых желез и жировой клетчатки представляет собой коллоид, подчиняющийся законам гидростатики, согласно которым жидкости практически не сжимаемы и, таким образом, вертикальная подвижность слизистой оболочки нёба не находит объяснения. Сам автор вертикальную податливость слизистой оболочки связывает с густой сосудистой сетью подслизистого слоя и считает, что именно сосуды с их способностью быстро опорожняться и вновь заполняться кровью могут создать условия для уменьшения объема тканей. Участки слизистой оболочки нёба с обширными сосудистыми полями, обладающие вследствие этого как бы рессорными свойствами, Е. И. Гаврилов назвал буферными зонами. В дальнейшем Е. И. Гаврилов (1963, 1964, 1969, 1980) и его сотрудница В. С. Золотко (1965) гистологическими и анатомо-топографическими исследованиями с наливкой сосудов морфологически обосновали теорию буферных зон беззубой верхней челюсти. Согласно этой теории, участки слизистой оболочки, покрывающие альвеолярные отростки и часть твердого нёба по сагиттальному шву, обладают малыми сосудами, поэтому буферных свойств практически не имеют. Участки слизистой оболочки, расположенные между основанием альвеолярного отростка и средней зоной, имеют густые сосудистые поля, плотность сосудов которых возрастает по направлению к линии «А». Вследствие этого буферные свойства слизистого покрова твердого нёба по направлению к линии «А» также усиливаются. В главе I мы подробно описали результаты гистотопографических исследований, которые морфологически подтверждают обоснованность теории буферных зон.

По рекомендации проф. Е. И. Гаврилова, В. А. Загорский (1978), исследуя пульсационные колебания верхнего съемного протеза, нашел, что базис независимо от методики его изготовления постоянно совершает микроэкскурсии под влиянием пульсовой волны, проходящей через сосуды слизистой оболочки. Микродвижения базиса, изготовленного по разгружающей методике, составляют 0,012—0,00062 мм, а по компрессионной методике — 0,017—0,00062 мм.

Следует подчеркнуть, что разработка теории буферных зон является одним из важных достижений советской ортопедической науки за последние годы, давшим новый толчок в клинике протезирования больных с беззубой верхней челюстью.

 

Опубликовано
В рубрике Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *