При втором типе альвеолярного отростка слизистый бугорок нижней челюсти значительно уменьшается в своем объеме. В его составе увеличивается доля соединительной ткани, по-видимому, за счет перерождения железистой ткани. Это придает бугорку повышенную податливость и подвижность, создаются определенные трудности снятия с него оттиска без его деформации. Кроме того, серийные гистотопографические срезы показывают, что места прикрепления щечной, челюстно-подъязычной мышц и верхнего сжимателя глотки еще более сближаются.
При третьем типе альвеолярного отростка в бугорке нижней челюсти происходят большие морфологические изменения, заключающиеся в дальнейшем увеличении количества соединительной ткани. Но по переходной складке отмечаются значительной толщины подслизистые структуры в виде волокнистой соединительной, жировой и железистой тканей.
С язычной стороны непосредственно под бугорком берет начало мышечный пучок верхнего сжимателя глотки. Под ним на 2—3 мм ниже имеются челюстно-подъязычные мышцы. Все волокна последней имеют нисходящее направление, однако при глотании и при движении языка вперед эти волокна, резко сокращаясь, будут поднимать вверх переходную складку. Все это следует учитывать при определении границ базиса на данном участке.
На некоторых препаратах беззубой нижней челюсти независимо от типа альвеолярного отростка слизистый бугорок поностыо отсутствует. На гистотопографических срезах в зоне бугорка наблюдается слизистая оболочка с толстым слоем фиброзной соединительной ткани.
Под ним на близком расстоянии друг от друга (5—6 мм) начинаются мощные мышечные волокна щечной, челюстно-подъязыч-ной мышц и верхнего сжимателя глотки. Такое анатомическое соотношение невыгодно для расширения базиса протеза.