Следует подчеркнуть, что в области 1—2-го моляров при третьем типе альвеолярного отростка нижние волокна щечной мышцы слабо выражены и атрофичны. Несмотря на то, что некоторые из них начинаются на различных участках этой зоны, мышечные волокна больше расположены в горизонтальном направлении. Такое состояние позволяет располагать на них край базиса, при этом мышечные волокна не оказывают смещающего действия на протез. Однако при открывании рта слизистая оболочка переходной складки и щеки натягивается в вертикальном направлении, что может поднимать протез вверх. По-видимому, при интактном зубном ряде волокна щечной мышцы опираются на них и на альвеолярный отросток.
После потери зубов, особенно при большой атрофии альвеолярного отростка, щечная мышца также подвергается изменению, теряет естественную опору. Этим можно объяснить западение и сморщивание щек, наблюдаемое у беззубых больных. Этим же можно объяснить попадание пищи под базис у лиц, пользующихся полным протезом на беззубой нижней челюсти. Поверхность базиса обычно изготавливаемых протезов не имеет необходимого контакта со щекой и слабые нижние волокна щечных мышц не в состоянии преодолеть расстояние до базиса, поэтому важную роль для фиксации протеза играют более мощные пучки средней части щечной мышцы, которые проходят сзади вперед на уровне вершины не подвергавшегося атрофии альвеолярного отростка нижней челюсти.
Исходя из описанных анатомических ситуаций, мы считаем рациональным не расширение базиса вплоть до наружной косой линии, а формирование альвеолярной части протеза вплоть до искусственных зубов в соответствии с функцией щеки. С язычной стороны край базиса можно располагать перекрытием верхних пучков челюстно-подъязычной мышцы, не переходя за внутреннюю косую линию.
При третьем типе на гистотопографических срезах зоны дис-тального конца 3-го моляра отмечается атрофия кости, выраженная несколько меньше, сама площадь протезного ложа спереди назад суживается. В отличие от других зон протезного ложа, здесь поверхность кости имеет четко выраженную тонкую компактную пластинку. Это свидетельствует о том, что в процессе атрофии кости наступает стабильность. Верхний край кости протезного ложа покрыт слизистой оболочкой большей толщины, чем на других участках моляров. Подслизистый слой состоит из волокон плотной неоформленной соединительной ткани, которые огибают поверхность альвеолярной части параллельно идущими пучками. Последние ближе к переходной складке несколько разрыхляются.
Под слизистой оболочкой переходных складок большое количество соединительно-тканных волокон. С внутренней стороны поверхности на 2—4 мм ниже вершины кости начинаются пучки челюстно-подъязычной мышцы. Мышечные волокна атрофичные, тонкие. С наружной поверхности кости 8—10 мм медиальнее от наружной косой линии начинаются волокна щечной мышцы. По сравнению с зоной 1—2-го моляров диаметр щечной мышцы на этом участке больше. Мышца делает небольшой перегиб в сторону наружной косой линии. Направляясь вперед и несколько книзу, мышечные волокна идут вверх почти параллельно протезному ложу. Такое состояние мышцы позволяет располагать край базиса на нижней части волокон.