Наиболее часто (1094 — 45,2%) встречались развитые гребни внутренней косой линии. По характеру рельефа их можно было разделить на выраженные закругленные (437—40%,) подострые (557 — 51,8%) и острые (98 — 8,2%). Острые гребни, как правило, имелись у большей части беззубых челюстей с полной атрофией альвеолярного отростка. Расстояние между внутренней косой линией и верхним краем сохранившегося альвеолярного отростка в области моляров колеблется от 8 до 12 мм, а в области малых коренных зубов — от 10 до 25 мм.
Исходя из топографии, мы различаем два положения гребня внутренней косой линии: глубокое, то есть на 5—25 мм ниже вершины альвеолярного отростка, и поверхностное, которое на 4 мм ниже или на уровне с верхним краем нижней челюсти.
Некоторые авторы считают (Т. Трети, Г. Томлин, Е. Фок, 1964), что гребни внутренней косой линии являются следствием аномалии развития костей нижней челюсти. Не отрицая этого факта, мы считаем необходимым добавить следующее. После потери премоляров и моляров развивается атрофия и костный гребень становится острым, приближаясь к границе протезного ложа . В то же время гребень косой линии после потери зубов не исчезает полностью, так как получает достаточную функциональную нагрузку от прикрепляющихся к нему мышц. К обострению гребня косой линии могут привести закономерности атрофии альвеолярного отростка нижней челюсти. Как известно, резорбция альвеолярного отростка нижней челюсти начинается от его язычной стенки и идет в щечном направлении. Следовательно, чем больше атрофируется альвеолярный отросток, тем острее становится гребень челюстно-подъязычой линии.
На поверхности 1005 скелетированных нижних челюстей часто встречались экзостозы (26 ± 1,2%), костные образования, располагающиеся на её внутренней поверхности, выше основания альвеолярного отростка, чаще в области премоляров. Их находят на одной стороне или на двух сторонах — симметричные, они могут быть одиночными, а также множественными. Кроме того, мы встречали образования, расположенные на нижней челюсти в виде сплошного валикообразного костистого наплыва. Может быть, в данном случае будет более правильным считать его как аномалию развития нижней челюсти, чем экзостоз.