Фиксирующие аппараты для закрепления отломков челюсти
Транспортные шины. В военное время при лечении челюстно-лицевых раненых широко применяют транспортные шины, а иногда лигатурные повязки.
Из транспортных шин наиболее удобной является жесткая подбородочная праща. Она состоит из головной повязки с боковыми валиками, подбородочной пращи из пластмассы и резиновых тяжей — по 2—3 на каждой стороне.
Жесткая подбородочная праща применяется при переломах нижней и верхней челюсти. При переломах тела верхней челюсти и неповрежденной нижней челюсти и при наличии зубов на обеих челюстях показано применение подбородочной пращи. В этих случаях пращу прикрепляют к головной повязке при помощи резиновых тяжей со значительной тягой, которая передается на верхний зубной ряд и способствует вправлению отломка.
При многооскольчатых переломах нижней челюсти не следует накладывать туго резиновые тяжи, соединяющие подбородочную пращу с головной повязкой, во избежание смещения отломков друг к другу.
К транспортным стандартным шинам относится также шина-ложка с внеротовыми рычагами для закрепления отломков верхней челюсти; ее укрепляют к головной повязке при помощи резиновых полос или марли, на внутреннюю поверхность шины накладывают тонкий слой размягченного стенса или гуттаперчи для придания ей большей устойчивости.
Лигатурное связывание зубов. Одним из наиболее простых способов закрепления отломков челюсти, не требующих большой затраты времени, является лигатурное связывание зубов. В качестве лигатуры применяют бронзо-алюминиевую или медную проволоку толщиной 0,5 мм. Существуют несколько способов наложения проволочных лигатур: по Айви, Ш. И. Вильга, М. К. Гейкину, А. А. Лимбергу и др.
Лигатурное связывание является лишь временной иммобилизацией отломков челюсти на 2—5 дней и сочетается с применением подбородочной пращи.