Литая многозвеньевая шина является наиболее совершенным и функционально ценным протезом при лечении пародонтоза.
Действие шины основано на объединении группы зубов или всего зубного ряда в единый блок с помощью системы литых кламмеров (двуплечих, двойных, перекидных — джаксоновских, опорно-удерживающих и т. д.) и специальных вестибулярных отростков или ретенционных захватов в комбинации и многозвеньевым кламмером и дугой бюгельного протеза.
Данная конструкция должна быть абсолютно точной, поэтому изготовление ее ведут на дублирующей огнеупорной модели, полученной из массы, конпенси-рующей усадку. Получение дублирующей модели описано в разделе «Бюгельные протезы». На огнеупорной модели зубной техник совместно с врачом размечает карандашом каркас протеза. При этом учитывается степень подвижности зубов, действие смещающей силы и направление смещения зубов, окклюзион-ные контакты и наличие промежутков между зубами.
Особо подвижные зубы должны быть охвачены кламмером со всех сторон, а по возможности и прикрыты окклюзионной накладкой по жевательной поверхности. Учет действия смещающей силы и направления смещения зубов играет важную роль в конструктивном решении; плечо кламмера, окклюзионная накладка, ретенционные захваты должны строиться так, чтобы предотвратить смещение зубов в этих направлениях. Наличие промежутков между зубами или свободных пространств между зубными рядами при окклюзионных движениях облегчает конструирование шины. В тех случаях, когда таких промежутков не наблюдается или они малы, врач обязан сделать на зубах специальные выточки для того, чтобы можно было провести отросток кламмера или изготовить окклюзионную накладку. Эти выточки делаются на апроксимальных поверхностях двух соседних зубов и имеют форму треугольника, основание которого обращено к режущему краю.
Разметив модель, техник приступает к моделированию из воска каркаса шины. Вначале на модель накладывают пластинку тонкого (бюгельного), а затем обычного воска. Разогретым скальпелем по контуру карандаша вырезают каркас. В тех участках, где не хватило воска, его подливают. Все участки шины, выходящие на вестибулярную поверхность, при моделировке должны быть слегка утолщены для облегчения прохождения металла при литье.
Разработан простой способ получения стандартных восковых деталей в мягких матрицах (В. Ю. Курляндский, Ф. Г. Полыковская и А. А. Доронин).
Это значительно облегчает и ускоряет процесс изготовления литой многозвеньевой шины.
Смоделировав каркас шины, на модели устанавливают литник-образующие штифты и уже описанным способом воск переводят в металл. Отделка шины должна производиться очень тщательно, при постоянном контроле точности прилегания во всех звеньях к зубам контрольной модели. После того как шину во всех участках припасуют к модели» ее полируют.